Сливочное масло – один из наиболее востребованных продуктов питания, который потребляют практически все граждане России (за исключением тех немногих, кому оно противопоказано по состоянию здоровья). Тем более значительной проблемой представляется рост цен на него, наблюдающийся в последнее время в нашей стране. Каковы его причины, и как будет развиваться ситуация в ближайшем будущем?
Увеличение издержек производителей
Сливочное масло – продукт молокоемкий, для производства его требуются большие объемы сырого молока – больше 20 литров на килограмм масла. Между тем себестоимость данного продукта в последнее время значительно увеличилась – рост достигает 21%. В частности, в сентябре литр данного сырья стоил от 35 до 38 рублей без учета НДС. Причин тому немало:
- кредиты подорожали, молочное производство стало менее выгодным, что побуждает многие агрохолдинги переходить на производство мясное, сокращая поголовье молочного скота;
- растут цены на энергоносители, корма, что ведет к росту себестоимости;
- российские производители молока поставляют продукцию в том числе и на экспорт, вписываясь таким образом в мировую ценовую конъюнктуру, а в целом в мире наблюдается подорожание молочных жиров.
Определенную роль играют и последние политические события, в результате которых импорт молочной продукции из ряда государств если и не прекратился, то оказался в существенной степени ограниченным.
Ценовая политика продуктовых сетей
Факторы, влияющие на стоимость молочной продукции вообще и сливочного масла в частности, не ограничиваются ростом себестоимости, определенную роль играют в этом и розничные сети, торгующие продуктами питания:
- уровень стоимости данного продукта при оптовых закупках соответствует в среднем 606 руб. за один килограмм;
- в сегменте розничном аналогичный показатель составляет более 1040 рублей;
- таким образом, розничные наценки достигают 70-процентного уровня.
Примечательно, что торговые сети при этом стараются снять с себя ответственность за рост цен, целиком возлагая ее на производителей.
Определенную роль играет и 10-процентный рост тарифов на электроэнергию и водоснабжение, и подорожание логистики и хранения на 35%, а упаковки – на 15%.
С учетом всех этих обстоятельств снижения цен на сливочное масло в обозримом будущем ждать не приходится, но можно надеяться, что к февралю дефицит этого продукта сойдет на нет в полной мере. Следует отметить, что несмотря на все перечисленные факторы цены на декларирование масла сливочного не выросли, нашей вины в этом нет)